Загадка российского бензина: почему растут цены, когда падает спрос

0 59

Загадка российского бензина: почему растут цены, когда падает спрос

Дешевая нефть, котировки которой накануне даже падали в отрицательную зону – вовсе не повод переписывать ценники на АЗС: за счет маржи между дешевым оптом и прежней ценой в рознице производители будут пытаться компенсировать убытки от снижения спроса, считают эксперты.

Нефтяники начали продавать бензин в убыток – его стоимость в оптовом звене уже не покрывает всех издержек производства. По оценке экспертов “Аналитики товарных рынков”, за неделю с 13 по 19 апреля цена на АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) упала почти на 11% и в понедельник составляла порядка 35,7 рублей за тонну. При этом в компании указали, что издержки компаний, включая выплаты в бюджет по демпферу, НДС и НДПИ, составляют более 38 тысяч рублей за тонну. 

Причина падения цен – резкое снижение спроса на топливо, считают опрошенные “Прайм” эксперты.

“НПЗ опустили оптовые цены на топливо из-за того, что рекордно снизился спрос: перевозки автомобильным транспортом сократились на 70-80%, на АЗС упали продажи. Поэтому, чтобы не останавливать производство, нефтепереработчики пошли на такую меру”, — говорит исполнительный директор Goldman Group Дмитрий Гелемурзин. 

Стоимость нефти упала, и экспорт в настоящее время невыгоден. При этом действующий сейчас демпфирующий механизм построен таким образом, что при отрицательном экспорте компании вынуждены возвращать демпфер в бюджет. При положительном экспорте идет обратный процесс, и цены на внутреннем рынке не растут, напомнила  аналитик по товарным рынкам “Открытие Брокер” Оксана Лукичева.

По оценке аналитика “Финама” Алексея Калачева, падение потребления бензина в связи с противоэпидемическими ограничениями на перемещения уже составляет порядка 30%, а режим самоизоляции, похоже, будет продолжаться и расширяться.

В этой ситуации эксперты по-разному оценивают перспективы нефтеперерабатывающих компаний. “Бензин производится, резервуары для хранения заполняются, и у НПЗ не останется другого выхода, как сокращать производство топлива, выводя нефтеперерабатывающие мощности на профилактику и ремонт. Это приведет к снижению продаж и выручки и одновременному росту затрат, что негативно отразится на финансовых результатах”, — считает Калачев.

Гелемурзин согласен с тем, что НПЗ попали в сложную ситуацию: падение цен на нефть и механизм демпфера привели к тому, что у производителей снизилась рентабельность. Однако в мае ситуация может выправиться, так как некоторые предприятия встанут на плановый ремонт, надеется он. 

Лукичева не склонна нагнетать пессимизм – она напомнила, что процесс происходит не расчетом живыми деньгами, а взаимозачетами, поэтому ничего крайне негативного для компаний не будет. По ее мнению, можно ожидать усиления лоббирования по этому вопросу от отрасли, которая вынуждена приспосабливаться к низкому рынку, в Минэнерго. Но пока чиновники спускают тему на тормозах – ведь демпферные деньги увеличивают поступления в бюджет.

Эксперты сходятся во мнении, что принципиального изменения ситуации ждать не стоит до тех пор, пока пандемия коронавируса не будет взята под контроль, а это, увы, дело не ближайших недель. 

На фоне сложившейся ситуации раздаются предложения удешевить бензин для населения. Так, лидер ЛДПР Владимир Жириновский предложил снизить цену до 10 рублей за литр, чтобы стимулировать граждан к пользованию личным транспортом вместо общественного в условиях пандемии COVID-19.

Однако эксперты сомневаются, что отрасль пойдет на такой дисконт. Пока снижение розничных цен не очень заметно, если не считать нескольких копеек на литр, которые заправки скидывают, чтобы переманить у конкурентов остающихся покупателей, констатирует Калачев.

“Когда люди сидят по домам, а не ездят по дорогам, уже не так важно, сколько стоит бензин, если он не нужен здесь и сейчас. Кроме того, у АЗС и при падении продаж остаются неименными их постоянные издержки: заработная плата работников, арендные, коммунальные, налоговые платежи. Только теперь они распределяются на меньшее количество проданных литров бензина. Поэтому, если маржа АЗС по отношению к сниженным ценам оптовиков и растет, то не на столько, чтобы радикально снижать розничные цены”, — пояснил он.

По мнению Лукичевой, некоторое падение цен в рознице не исключено, но конкретные цифры будут зависеть от ситуации в конкретном регионе, уровня спроса, удаленности от транзитных трасс и т.п. Если бизнесу в определенный момент станет это выгодно – он на это пойдет.

Но для существенного удешевления топлива потребуется пересмотр механизма демпфера, который в сложившейся ситуации негативно сказывается на прибыли производителей. При таком падении спроса, стоит ожидать и роста цен на бензин и дизель – иначе ни АЗС, ни НПЗ не выживут, заключил Гелемурзин.

Источник: 1prime.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

X
Подключитесь к проекту Илона Маска
и зарабатывайте от 4000$ ежемесячно!
НАЧАТЬ ЗАРАБАТЫВАТЬ